Экология и бизнес

Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:

·повысился уровень загрязнения;

·наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;

·научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных запасов, площади лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются в северных районах области, которые характеризуются ранимостью и длительным периодом восстановления природных комплексов. Изменение состояния окружающей среды привело к ухудшению условий жизни и здоровья людей.

Преодоление накопившихся экологических проблем возможно на основе государственной программы стабилизации и обстановки, путем сокращения воздействия на окружающую среду, экономии природных ресурсов. повышения экологического образования и сознания всего населения.

После путча, в сентябре 1991 года в Москве состоялась международная конференция предпринимателей. Международный бизнес питал огромные надежды по поводу открывающегося советского рынка. При этом предполагались не только экспортно-импортные операции. Технологический потенциал советской науки в тот момент содержал в себе столько невостребованных потенций, а торг казался столь уместным, что горизонт состоял из сплошной радуги. К тому времени в СССР был принят Закон "Об основах предпринимательства", частью которого стал пакет "Предпринимательство в области экологии". Поскольку эту часть закона наполняла конкретика, ее выделили в отдельную Государственную программу предпринимательства в области экологии, которая должна была вступить в силу 1 января 1992 года. И не случайно вокруг этой программы на конференции предпринимателей шли очень интенсивные переговоры. Сначала договорились с англичанами, но уже сразу после конференции с предложениями обратились немцы и американцы. В конце декабря 1991 года, когда СССР уже рухнул, а Россия заявила о правопреемстве по всем международным договорам, Борис Николаевич перед телекамерами на всю страну убежденно заявил: что Государственная программа предпринимательства в области экологии будет действовать. И если не 1 января, то 2-го - уж точно. Но документы большинства комитетов и комиссий не попали в российский парламент: их выбросили на свалку и сожгли. В 1993 году ситуация повторилась. Комитет по экологии российского парламента не минули танковые снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже готовый обуглившийся "продукт". Так громко почили первые иллюзии о предпринимательстве в области экологии.

Действующее российское экологическое законодательство сегодня охватывает практически все аспекты охраны окружающей среды и природопользования. Основным источником экологического права является Конституция РФ. Она содержит нормы, определяющие подходы к регулированию отношений в сфере окружающей природной среды. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства.

21.08.2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в котором чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов, подразделялись на несколько категорий: локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, в зависимости от объема разлившейся нефти (100 - 5000тт). В соответствии с этим, предусматривалось количество средств и сил, необходимых для ликвидации аварийных разливов.

Также вышли новые Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов - предельное допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Причем вторые разрабатываются в соответствии с первыми. Помимо этого значение имеют вид и класс опасности отходов, а также экологическая обстановка на территории размещения отходов.

Сами нормативы установлены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих свою деятельность в области обращения с отходами. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако юридические лица и предприниматели самостоятельно разрабатывают проекты нормативов на основе методических указаний Минприроды России. После этого они должны быть утверждены в территориальных органах Минприроды России. Для разработки и утверждения нормативов предприятиям, уже имеющих дело с отходами, юридические лица должна подать в Минприроды России ряд документов, в том числе заявление и свидетельство о регистрации объекта размещения отходов. Те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают с опасными отходами, должны представить также копию лицензии на осуществление этой деятельности.

Срок рассмотрения органами Минприроды России документов и принятия решения - один месяц. Далее следует либо утверждение нормативов, либо возвращение материалов на доработку с указанием причин возврата. При повторном неутверждении орган Минприроды России дает мотивированный отказ. Этот отказ заявитель может обжаловать либо в вышестоящий орган (собственно Минприроды России), либо в суд.

В соответствии с правилами лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты не аннулировали, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны ежегодно подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья.

Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии: например, лимиты на размещение отходов для пользователей недр, лимиты на размещение опасных отходов.

В связи с принятием федеральных законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «Об экологической экспертизе» существенно переработана глава законопроекта о правах и обязанностях граждан, общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, определены государственные гарантии этих прав.

Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме

охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип «загрязнитель платит», и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий.


    Интересное из раздела

    Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
    Исследование любой задачи в области экономики связано прежде всего с решением фундаментальной проблемы экономической теории – проблемы регулирования действий участник ...

    Экономическая жизнь общества
    Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения. Человек отл ...

    Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием
    Управление производством есть способ целенаправленного воздействия на него, оно имеет большое значение в благополучии общества. Открывая свое дело, предприниматель дол ...