Шпоры на экзамен по экономике

Для начала представим самую простую картину экономических связей, т. е. попробуем изобразить укрупненную схему движения расходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в сфере экономической деятельности. Это будет картина экономического кругооборота.

Вначале в ней будут присутствовать лишь две основные хозяйственные «единицы»: домашние хозяйства и фирмы. Мы абстрагируемся от внешних связей. Лишь позже привлечем в качестве участника экономического процесса государство.

В упрощенной для наглядности схеме объединим (агрегируем) «ручейки» и «реки» разнообразных товаров и услуг, расходов и доходов в однородные «потоки», протекающие между предприятиями и домашними хозяйствами и объединяющие их в хозяйственную систему.

Денежные расходы на потребление

Товары и услуги

Домашние

Предприятия

хозяйства

(фирмы)

Ресурсы

(услуги факторов производства)

Денежные доходы (плата за ресурсы)

Рис. 2.2. Кругооборот товаров и услуг, доходов и расходов

В нашей (весьма упрощенной) схеме кругооборота (рис. 2.2) все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам. Они предоставляют рабочую силу, капитал, природные ресурсы и т.д. Предприятия, когда они предлагают эти ресурсы, выступают в роли домашних хозяйств.

В схеме наглядно представлены основные связи:

— домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (хлеб, одежду, бытовую электронику) и услуги (бытовые, транспортные).

Они оплачивают потребительские товары и услуги за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал, природные ресурсы и др.;

—предприятия включают ресурсы (факторы производства) в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.

Выводы

1. Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека, т. е. потребностей в товарах и услугах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства продукции на основе разнообразных экономических ресурсов.

2. Экономические потребности общества безграничны, а его экономические ресурсы ограниченны. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства. Причем структура потребностей меняется по ходу развития общества и во многом зависит от уровня доходов. Отсюда возникает специфика потребностей в каждой стране, отдельных регионах и группах населения.

3. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей. Экономическая деятельность — не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов.

4. В этой работе участвуют хозяйствующие субъекты (экономические агенты). К ним принято относить всех тех, кто

самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. Среди них принято различать, прежде всего, домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство, нередко — некоммерческие организации.

В 10 стр. 139-141

Главным фактором потребительского выбора является п о л е з н о с т ь того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Напомним, что предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй — меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Как может быть использован закон убывающей предельной ценности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 тыс. руб. Предположим также, что имеется всего два товара: А и Б, цены которых соответственно 50 тыс. и 100 тыс. руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами, как мы распределим наш бюджет, на покупку этих товаров исходя из их полезности? Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через MU (англ. Marginal Utility), получим равенство:

Эффект

дохода

Нисходящую форму кривой спроса можно

объяснить не только базируясь на теории предельной и эффект замещения

полезности. Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц или какого-либо другого товара. Падение цен даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Кривые безразличия

. Более сложным принципом построения кривых спроса на ту или иную продукцию является использование кривых безразличия и бюджетных линий. Что такое кривые безразличия и как их строить? Вспомним, как в застойные годы приобретались продовольственные заказы к празднику. Обычно нам предлагали на выбор несколько вантов этих заказов. Причем составлялись они таким образом, 5ы быть равноценными, несмотря на различный состав отмеченных продуктов.

В 11 стр 149,151,152


    Интересное из раздела

    Цена и ценовая политика фирмы
    В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарно ...

    Экология и бизнес
    Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного хозяйства и однов ...

    Финансовый анализ в угледобывающем предприятии
    В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастае ...