Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

Исследование любой задачи в области экономики связано прежде всего с решением фундаментальной проблемы экономической теории – проблемы регулирования действий участников производства. Любая страна своим процветанием всегда обязана согласованности действий производителей, поэтому в непрерывно изменяющихся экономических и социальных условиях производства постоянной экономической проблемой является оптимизация системы экономического регулирования. Подходы к решению этой проблемы могут быть различны. Классический подход предусматривает предоставление каждому из участников общественного производства неограниченной экономической свободы. Однако такому "классическому капитализму" объективно присущи производственные кризисы и социальные антагонизмы. Противоположный социалистический подход требует жесткого контроля действий участников производства со стороны государства. Доведение этого принципа до абсурда в советской плановой экономике привело к разрушающему экономику хроническому дефициту. Поэтому в современном постиндустриальном обществе решение проблемы оптимального регулирования экономики опирается на компромиссный вариант – создание социально-регулируемой рыночной экономики, то есть "обузданного" рынка. Именно с этих позиций предлагается решение поставленной в данной работе задачи формирования системы управления рынком бытовых услуг: определить минимально необходимое управляющее воздействие, позволяющее получить максимальный экономический эффект для общества, то есть всех участников данного рынка в целом.

Еще В.И. Лениным[1] был сформулирован закон возвышения потребностей, согласно которому развитие производительных сил общества ведет к более высокому количественному и качественному уровню потребления. Проявление этого закона особенно наглядно проявляется в интенсивном возрастании личных потребностей граждан, особенно в развитых странах мира. Рост объема личного потребления, качественных сдвигов в его структуре, расширение доли потребностей, удовлетворяемых за счет различного рода услуг социального назначения отмечается практически всеми экономистами.

Влияние экономических факторов на сферу услуг обуславливается общей динамикой валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские и инвестиционные товары, состоянием с занятостью и уровнем доходов населения, состоянием госбюджета. Все эти процессы, безусловно, влияют и на развитие первичных потребностей населения в бытовых услугах, а, следовательно, на состояние бытового обслуживания населения.

К сожалению, в нашей стране создание широкомасштабной сферы услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики страны в целом в течение двадцатого века. Отставание России по критерию производительности труда от развитых стран связано с практически непрекращающимися в течение века войнами, как внешними, так и внутренними. Усугубляло ситуацию отсутствие реальных стимулов к производительному труду у большей части населения страны, что привело к обнищанию народа и, естественно, к крайне низкому уровню развития сферы услуг и бытового обслуживания в частности.

Для России современного периода актуальность темы исследования определяется следующими факторами.

Во-первых, в условиях демократии, выборности законодательных и исполнительных органов власти на первый план выходит критерий качества жизни населения, как показатель деятельности властных структур. Работа предприятий и предпринимателей по оказанию услуг – это весьма серьезный компонент, влияющий на многие параметры, определяющие уровень качества жизни. Поэтому высокое социальное значение имеют такие отрасли, как здравоохранение, образование, бытовое обслуживание - в первую очередь обеспечивающие качество жизни населения. Первые две в настоящее время являются преимущественно затратными, так как основное их финансирование осуществляется из бюджета либо специализированного государственного внебюджетного фонда. Активное развитие рыночных отношений в этой области осложняется весьма низким жизненным уровнем большинства населения страны. Предприятия бытового обслуживания, работающие в рыночной среде, являются поставщиком доходов для бюджета, одновременно выполняя социальные функции.

Во вторых, подавляющее большинство тех, кто оказывает бытовые услуги - это индивидуальные предприниматели или малые предприятия, которым крайне необходима поддержка со стороны государства. Система поддержки малого бизнеса в нашей стране пока работает неэффективно. Одной из существенных причин этого является отсутствие методов объективной оценки необходимой помощи и недостоверность информации, на основе которой распределяются кредиты, льготы, субсидии.

В третьих, эффективные управленческие решения по регулированию отрасли должны иметь в качестве основы источники достоверной информации, позволяющие изучить ситуацию, проанализировать тенденции, выявить влияющие факторы и спрогнозировать возможное развитие. В настоящее время основой информационной поддержки управленческих решений является государственная статистика, но она ориентирована в основном на промышленное производство и структурирована для региона или страны в целом. Для органов местного самоуправления такая информация малопригодна в силу своей обобщенности. Бытовое обслуживание в силу локальности своей деятельности является приоритетным объектом воздействия в первую очередь для муниципальных органов управления. Оно с одной стороны приносит доходы, с другой - улучшает качество жизни населения муниципального округа. Но на современном этапе еще не существует ни источника информации требуемого уровня, ни четко сформулированных методов и методик, позволяющих направлять развитие данного рынка.

Современные методы информационно-аналитического обеспечения управления основываются на мониторинге изучаемого объекта или процесса, который является основой для выработки рациональных решений.

Таким образом, тема исследования отражает насущные потребности нижнего уровня управления и имеет острую практическую направленность. Органы местного самоуправления в наибольшей степени заинтересованы в повышении качества жизни населения, поэтому крайне нуждаются в разработке достаточно простых и дешевых методик помогающих принимать грамотные управленческие решения. Такое сочетание практического значения и слабой разработанности темы обусловило постановку проблемы и определило цель исследования.

Постановка проблемы. В процессе управления сферой бытового обслуживания местные власти постоянно сталкиваются с тем, что задачи обеспечения комплексного бытового обслуживания населения вступают в противоречие с задачами формирования механизма социальной защиты. Первые предпочтительно решать рыночными методами в основном на уровне муниципального самоуправления. Вторые чаще всего предлагается решать нерыночными методами на уровне государства или региона. Методы анализа и прогнозирования ситуации, использовавшиеся в СССР, в сегодняшних условиях принципиально неприменимы, а работающие в классической рыночной экономике необходимо адаптировать для наших весьма нестандартных условий.

В новых условиях структура отраслей бытового обслуживания претерпела значительные изменения. Существенно расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. Структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа и совершенствования понятийного аппарата, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, формализации процесса управления развитием рынка бытовых услуг.

Целью исследования является разработка методики формирования информационно- аналитической системы (мониторинга), предназначенной для разработки рациональных управляющих решений по регулированию рынка бытовых услуг органами местного самоуправления.

Поставленную цель конкретизируют следующие задачи:

- определение места и роли бытового обслуживания в структуре социально-значимых услуг;

- оценка современного состояния сферы бытового обслуживания, выявление основных проблем в деятельности предприятий и предпринимателей, оказывающих бытовые услуги;

- классификация методов регулирования рынка в отраслях, оказывающих услуги населению, определение целесообразности их использования на разных уровнях управления в решении вопросов развития с учетом основных задач социальной политики в современных общественно-экономических условиях;

- уточнение понятийного аппарата в части соотношения между различными видами потребностей и спроса на бытовые услуги;

- структурирование факторов, определяющих спрос на бытовые услуги, исследование и анализ степени их важности в современных условиях;

- выбор и адаптация модели для прогнозирования развития рынка бытовых услуг на основе анализа возможных методов, используемых при прогнозировании экономических процессов;

- разработка рекомендаций для органов местного самоуправления и структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, по организации сбора и анализа информации о состоянии и развитии бытовых услуг (разработка алгоритма создания и использования мониторинга рынка бытовых услуг).

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в отраслях, оказывающих бытовые услуг населению, и возможность управленческого воздействия на них со стороны органов власти и местного самоуправления.

В качестве объекта исследования избран рынок бытовых услуг, изучаемый через анализ целей и действий потребителей бытовых услуг, предприятий и индивидуальных предпринимателей Санкт-Петербурга и России, оказывающих бытовые услуги, а так же органов государственного и муниципального самоуправления, регулирующих его деятельность.

Теоретической базой и методической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики сферы сервиса и бытового обслуживания, маркетинга, государственного управления, информационных систем управления. Изучались публикации по проблемам функционирования рынка социально-значимых услуг, вопросам реализации социальной политики и повышения уровня жизни населения, поддержке малого бизнеса, законодательные и подзаконные акты России и субъектов Федерации, относящиеся к предмету исследования.

В качестве инструментов исследования использованы методы системного и предметно-логического анализа, экспертных оценок, сравнения и группировок, научной экстраполяции, социального анализа, а также методы экономической статистики и экономико-математического моделирования.

Информационную базу исследования составили материалы министерства экономики РФ и государственной статистики РФ, а также данные, полученные автором при проведении опросов населения и предпринимателей.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- уточнена роль сферы бытового обслуживания в современном российском обществе;

- усовершенствована классификация предприятий, оказывающих услуги населению по размерам территории обслуживания;

- проведена классификация методов регулирования основных отраслей, оказывающих услуги населению по уровням государственного и муниципального управления;

- уточнен и структурирован понятийный аппарат, необходимый для оценки соотношения спроса и предложения применительно к рынку бытовых услуг;

- на основе проведенных исследований выявлены наиболее существенные факторы, определяющие спрос на бытовые услуги в современных условиях;

- разработана адаптивная методика организации мониторинга рынка бытовых услуг и использования его в качестве информационно- аналитической основы системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне;

- проведен анализ методов прогнозирования и возможности их использования для оценки развития рынка бытовых услуг;

- для этапа формирования мониторинга применена однофакторная модель прогнозирования конъюнктуры по коэффициенту эластичности спроса по цене;

- для использования в составе действующей системы мониторинга выбрана имитационная модель прогнозирования конъюнктуры рынка и разработаны принципы ее использования в данной системе.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы органами государственного и муниципального управления для совершенствования механизма регулирования рынка бытовых услуг с целью обеспечения полного и комплексного обслуживания потребителей, улучшения качества жизни населения. Рекомендации разработаны с учетом принципов рыночной экономики и социальной политики. Проведенная систематизация и классификация, проверка предлагаемой методики на конкретном примере имеют большое значение для подготовки менеджеров – экономистов для сферы бытового обслуживания, государственных и муниципальных служащих.

Разработки по теме диссертации апробированы при проведении анализа рынка бытовых услуг в муниципальном округе № 51 г. Санкт-Петербурга, в процессе которого были разработаны рекомендации по улучшению бытового обслуживания населения округа. По результатам исследования сделаны доклады на научно-практической конференции и семинарах в СПбГИСЭ, подготовлено учебное пособие для студентов, обучающихся экономике и менеджменту в сфере сервиса. По теме диссертации опубликовано 4 работы, из них 3 - в соавторстве. Результаты исследований и методические разработки автора нашли использование в дисциплинах "Экономика сферы сервиса", "Прогнозирование развития сферы сервиса", читаемых в Санкт-Петербургском государственном институте сервиса и экономики. Общий объем публикаций 4,8 п.л.


    Интересное из раздела

    Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции
    Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, кур ...

    Экономические реформы Петра Первого
    В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - соц ...

    Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений
    Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестици ...