Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия

Потребительский рынок страны в настоящее время развивается в направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 1997 году уже 15,8 %.

В результате перехода к открытой рыночной экономике большинство предприятий торговой отрасли стали самостоятельными субъектами рыночных отношений. При этом они сменили формы собственности и хозяйствования.

Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях “цивилизованного рынка”, пока рано. Потребительский рынок еще далек от идеала. Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими городов и областей России остается по-прежнему хаотичным. Прежние структуры не были своевременно и в достаточной мере замещены более адекватными рыночными, прежде всего в оптовом звене торговли. Появление многочисленных неорганизованных посредников привело к неоправданному завышению цен, определенной монополизации сегментов рынка, сложностям сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевого комплекса.

Структурно организованная система распределения продовольствия, как это имеет место в развитых странах, у нас не сложилась. В стране не выработан эффективный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, государственного регулирования цен не продовольствие, в т. ч. на скоропортящуюся продукцию.

Произошел резкий спад сельскохозяйственного производства, а также в смежных с ним отраслях, и в конечном счете - снижение уровня потребления продуктов питания на душу населения. До 1991 г. Россия являлась одной из ведущих стран мира по производству и потреблению продовольственных товаров на душу населения, находясь на 7 -м месте в мире. В 1996 г. она опустилась на 42 -е место. Покупательская способность населения в 1998 году снизилась по сравнению с 1997 годом на 15 %.

Псевдодемократические настроения к началу либерализации экономики в клочья разнесли худо-бедно действовавшую систему государственного контроля за производством и торговлей продуктами питания, оставили внутренний рынок страны фактически беззащитным перед лицом внешней продуктовой экспансии. Четко прослеживается тенденция роста количества ввозимых в Россию недоброкачественных продовольственных товаров.

Импорт низкокачественных продуктов питания дорого обходится России. Сегодня в структуре питания населения объем импортной продукции достиг небывалого уровня за всю историю России - почти 50%.

Мы ушли от дефицита, а пришли к мнимому “изобилию”, дороговизне, слабому, а порой и полностью отсутствующему контролю за качеством продукции, низкой культуре торговли. Все это пагубно отражается на здоровье населения, его генофонде.

Закупая низкосортные товары, Россия поддерживает зарубежных производителей, косвенно кредитует их программы социального обеспечения, науку и образование. Расплачиваемся мы невосполнимыми природными богатствами России, здоровьем населения.

Но кроме того, ввоз продовольственных товаров, часто “второй свежести”, а потому очень дешевых, подрывает интересы добросовестных отечественных производителей, проигрывающих эту неравную конкурентную борьбу.

В здоровой экономике конкуренция с иностранными производителями является стимулом для развития собственного производства, у нас это приводит к его сокращению.

Политика, делающая ставку на импорт продовольствия, не может долго сохраняться, ибо она может привести к разрушению производственного и человеческого потенциалов в аграрном секторе, потере национальной продовольственной безопасности и серьезным социальным катаклизмам.

Иными словами, ситуация на продовольственном рынке страны сложна и требует неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период выход отечественного агробизнеса из кризиса.

В командно-административной экономике всегда остро стоял вопрос не только роста сельскохозяйственного производства, но и доведения продукции в необходимых объемах, ассортименте и качестве до конечного потребителя. Как известно, по причине слабого развития надлежащих транспортных коммуникаций, отсутствия современных, высокотехнологических складских помещений, тарного хозяйства и упаковочных предприятий на стол горожанина не попадало до 25% продукции, производимой на селе. К этому следует добавить неблагоприятное финансовое положение, неразвитость рыночных систем сбыта продукции, технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих предприятий. Груз не решенных в прошлом проблем сохранился и требует адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект.

Целью дипломной работы является разработка методической и организационно-экономических аспектов формирования и развития оптовых продовольственных рынков в Республике Мордовия.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических основ формирования оптовых продовольственных рынков (ОПР);

- исследование зарубежного опыта по интересующей проблеме;

- обоснование формирования ОПР в Республике Мордовия;

- разработка оптимальной инфраструктуры ОПР;

- основание необходимости маркетинговых исследований в деятельности оптовых продовольственных рынков.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающих закономерности развития рыночной экономики, необходимость внедрения рыночных отношений в систему распределения продуктов питания; нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме.


    Интересное из раздела

    Экономика государства
    Вопрос: Сколько стоит либерализация рынка?. Хм, ответить на этот вопрос можно двояко; рассмотрев минусы и плюсы. Но в тот же момент обратиться к истории. Но опять во ...

    Финансирование и кредитование в строительстве
    Кардинальная перестройка хозяйственного механизма основана на широком использовании товарно-денежных отношений, присущих рыночной экономике. Важнейшим экономическим и ...

    Экономические реформы в странах с переходной экономикой
    Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ, проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в мировом хозяйстве, ...