Монополистическая конкуренция. Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Экономическая концепция Э. Чемберлена

Монополистическая конкуренция характеризуется: на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм. Эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую фирму не требуется значительных первоначальных капитальных вложений. Спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Равновесие будет достигнуто - см. вопрос 46. Разница состоит только в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным. Э. Чемберлин предложил теорию монополистической конкуренции, в которой обосновал идею синтеза конкуренции и монополии.Монополия как рыночная категория означает контроль единоличного продавца над предложением какого-либо товара и тем самым над ценой. В условиях чистой конкуренции такой контроль полностью отсутствует. Но контроль над ценой полностью исключен только тогда, когда все производители создают идентичный продукт, то есть при полной стандартизации товаров, услуг, продавцов, спроса. Чемберлин привлек внимание к той роли, которую играет в условиях рыночной экономики дифференциация продукта, причем не только свойства продукта, но и условия его реализации, пространственное нахождение продавцов и т.п. Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец выступает и монополистом, и конкурентом.


Интересное из раздела

Экономика государства
Вопрос: Сколько стоит либерализация рынка?. Хм, ответить на этот вопрос можно двояко; рассмотрев минусы и плюсы. Но в тот же момент обратиться к истории. Но опять во ...

Экономическая жизнь общества
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения. Человек отл ...

Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики
Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий спо­собст ...