Организованная олигополия. Максимизация прибыли картеля. Неустойчивость картелей

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика, так и достаточно обширна. Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Картель - это союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и т.п. Таким образом, максимизация прибыли картеля зависит от взаимной зависимости решений отдельных предприятий, входящих в него, в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение картелей и олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Цель создания картеля - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении, что обуславливает их неустойчивость. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств, или особых условий.


Интересное из раздела

Экономика Советского государства в период гражданской войны и интервенции 1918-1920 гг.
Советская власть утвердилась на основной части бывшей Российской империи с конца октября 1917 по март 1918 года. Этот процесс проходил по-разному в разных регионах с ...

Характеристика промышленно развитых стран
Промышленно развитые капиталистические страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним относятся 24 государства, входящих в ОЭСР. Все они, за ис ...

Формирование и трансформация организационных структур
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономической цепочки - от производителя до конкретного потребителя. Поскольку именно на этом ...