Проблема трансакционных издержек в современной экономической науке

Трансакционные издержки — издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением соглашений при об­мене. Этот термин возник после выхода в свет работ Р. Коуза, в которых он анализировал теоретические конструкции социалисти­ческой экономики и показал, что в них отсутствуют все основные виды этих издержек:

- отсутствуют издержки по поиску контрагента обменных сделок, т.к. поставщики директивным методом прикрепляются к по­требителю

- отсутствуют издержки по сбору информации о качестве и альтернативной стоимости благ, т.к. Центр обладает всей полнотой информации обо всех ограниченных ресурсах общества и вся информация поступает в неискаженном виде, Центр ее перера­батывает и спускает вниз в виде плановых заданий (так предполагается теоретически)

- отсутствуют издержки, связанные с нарушением условий контрактов и контролем за исполнением контрактов, т.к. никто не имеет право нарушать плановые задания

Но здесь речь шла о теоретических моделях (идеальных). Проблема трансакционных издержек существует в реальной экономике в любой хозяйственной системе рыночной или плановой. Термин трансакционные издержки обозначает издержки по сбору полной и достоверной информации. Чем хуже информирован производитель или потребитель, тем хуже будет результат их деятельности. Производитель будет производить не ту продукцию, потребитель будет приобретать не тот товар. Отсутствие трансакционных из­держек — это не что иное как идеальная модель рынка совершенной конкуренции. Так же можно предположить что они равны нулю в идеально функционирующей централизованной системе: вся информация немедленно и без искажения поступает в Центр, где ее тут же обрабатывают и учитывают в планах распространения материальных средств. Однако в реальности не существует ни иде­ального рынка с совершенной конкуренцией, ни идеальной централизованной системы. На практике идеальная модель социалисти­ческой экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огром­ный бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. В реальной экономике величина трансакционных издержек больше там, где существует дефицит каких-то ресурсов. На­пример производитель намерен купить оборудование, но если существует дефицит такого оборудования, то он вынужден: затрачи­вать время и деньги на поиск, ждать очереди на его поставку, пытаться завоевать благосклонность поставщика; либо менять планы и приобретать аналогичное оборудование, но худшего качества и за большую цену. Все это ведет к увеличению трансакционных издержек. Ожидание процесса приобретения товара стимулирует увеличение денежных запасов, что влечет негативные явления. Конечно, рыночная система тоже сталкивается с трансакционными издержками. Но децентрализованная система, свободный дос­туп всех к полной информации о товарах и ценах помогает снижать эти издержки.

Коуз в своей работе «Природа фирмы» исследовад связь между размерами фирмы и трансакционными издержками. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов. Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены? Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка? Ответ Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно вы­соких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос почему вся экономика не может функциони­ровать как одна гигантская фирма? Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции.


Интересное из раздела

Финансово–экономическая оценка инвестиционного проекта
Любой экономический проект представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме « Ресурсы – факторы производства – продукт экономическ ...

Цели и виды аудита
Возникновение аудита в первую очередь связано с разделеним интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менед ...

Ценообразование на рынке ценных бумаг
Сложившийся в России рынок ценных бумаг в настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики. Вплоть до финансового кризиса 1998 г. (одним из важней ...