Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка

В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка: Рынок - это есть совокупность экономиче­ских отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потреби­телей продукции.

В общем виде, рынок — это специфический способ организации экономической деятельности в масштабе всей экономической сис­темы, при которой индивидуальные производители и потребители заимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-это механизм реализации ры­ночной экономики.

Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. С разделением труда появилась необхо­димость обмена деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользо­вать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специали­зация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три ос­новные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод ша­рикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Характерными чертами и условием существования современного рынка являются:

1. Свободный доступ и свободный выход. Число участников рынка ничем не ограничивается. Чем больше участников, тем за­метнее проявляются рыночные законы.

2. Цена, назначаемая отдельным производителем оказывает незначительое влияние на общую рыночную цены, т.к. на рынке действует множество производителей.

3. Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов.

4. Равные шансы для всех, признается полное право всех на всю информацию о предложении и спросе, о ценах, прибыли и т.д.

5. Исключаются какие-либо привелегии.

Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурен­тоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, про­давцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государст­во. Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственнос­ти — на субъекты, функционирующие в рамках общественной собственности (государ­ственной собственности, коллективной и групповой собственности), и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, част­ной собственности.

В состав субъектов входят: предприниматели, работни­ки ( продающие свой труд), потребители, владельцы ссудного капитала, соб­ственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство:

- Домашние хозяйства являются собственниками и по­ставщиками факторов производства в рыночной экономи­ке. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяй­ства потребляются конечные продукты сферы материаль­ного производства и сферы услуг.

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием
Управление производством есть способ целенаправленного воздействия на него, оно имеет большое значение в благополучии общества. Открывая свое дело, предприниматель дол ...

Что такое фирма
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, и ...

Экономика государства
Вопрос: Сколько стоит либерализация рынка?. Хм, ответить на этот вопрос можно двояко; рассмотрев минусы и плюсы. Но в тот же момент обратиться к истории. Но опять во ...