Свободные экономические блага. Товар как экономическое благо. Классификация товаров

Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага подразделяются на мате­риальные и немате­риальные. Материальные блага вклю­чают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяй­ства, добывающей про­мышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных ком­паний. Нематериальные блага делятся на две группы: внут­ренние и внешние, заключены в самом человеке и представ­ляют каче­ства и способности, побуждающие людей к дей­ствию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мас­терство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага нахо­дят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и достав­ляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная). Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом произ­водственной деятель­ности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышаю­щих по­требность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Эконо­мическим благом является товар. Товар – это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предна­значено для обмена, для реализации на рынке. Различают долговременные и недолговременные товары. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно ^ течение целого ряда последова­тельном использовании (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью по­требляются (питание). Товары делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементар­ные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кир­пич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему. Все то­вары— и взаимодополняемые и взаимозаменяе­мые - подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном рас­поряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Товары можно различать как прямые и кос­венные. К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовле­творять потребности людей, т.е. предметы потребле­ния: ко вторым — использующиеся для производства дру­гихтоваров, т.е. средства производства.

Товаром считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здра­воохранения и образования, правового характера и сбере­гательного банка, учреждений физической культуры и спорта.

Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность товара зависит от егоотносительной редкости. Ценность определя­ется двумя обстоятельствами — интен­сивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких­товаров, а вместе с тем один товар можно использовать для удовле­творения нескольких потребностей. Следовательно, сущест­вует проблема не только недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и предназначеннос­ти каждого блага для определенного ряда применений.


Интересное из раздела

Экономические потребности общества
Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти у ...

Формирование и использование местного бюджета муниципального образования
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социаль ...

Цена и ценовая политика фирмы
В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарно ...