Цены и теория ценообразования. Закон стоимости и его функции

Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимос­тью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

Существуют 2 концепции ценообразования:

- в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость. Чем она выше, тем выше цена.

- 2-ая концепция характерна для представителей неоклассического направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего. Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.

Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф. Хайеком спон­танного, т.е. самопроизвольного порядка. На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг "конструирующего стержня", отлича­ющегося от стоимости. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

Но, тем не менее, общепризнанно, что цены имеют свой верхний и нижний предел. Продавец не может продавать товар по цене, которая не компенсирует затраты вложенные в него. Верхний предел определяется платежеспособностью покупателя и готовностью покупает этот товар. Нижний и верхний пределы цены постоянно изменяются под воздействие множества факторов: спроса и предложения, монополизации рынка, возможности выбора альтернативного товара и т.д.

Закон стоимости - это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимос­тью, общественно необходимыми затратами труда, и цена является денежным выражением стои-ти. Он тре­бует сведения индивидуального рабочего времени к общест­венно необходимому, индивидуальной стоимости - к обще­ственной, а также к эквивалентности в экономических отно­шениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные затраты ниже общественно необходи­мых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается. Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу.

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Экономика предприятия в современных условиях
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников ...

Экономика Финляндии
Финляндская Республика. Географическое положение — находится в Северной Европе. Территория — 337 тыс. кв. км. Население — 5,1 млн. чел. (январь 1997 г.). Столица: Хе ...

Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием
Управление производством есть способ целенаправленного воздействия на него, оно имеет большое значение в благополучии общества. Открывая свое дело, предприниматель дол ...