Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена. Смещение кривой спроса

Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства. Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных, в течение определенного периода. На спрос влияют следующие факторы: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара; наличие взаимозаменяемых товаров; объективные вкусы покупателей. На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается. Соотношение цены и количества, реализованных на рынке товаров отражает кривая спроса и количества продаж:

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количе­ство товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате — движение цены Р, то получится следующий результат.

график

Эту кривую в экономической литературе называют кривой спроса. С ее помощью можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следу­ющим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара, т.е. спрос уменьшиться.

Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Спрос и потребительский выбор связываются теорией предельной полезности. Основные положения: во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; во-вторых, переход от неполного удовлетворения по­требности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступе­ни. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последую­щая порция еды будет иметь все меньшую полезность, Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению.

Первый закон Госсена: желаемость данного блага убывает по мере увеличения его потребления. В точке полного удовлетворения она равна нулю. Если классическое понимание обмена – «равное на равное», то Госсен понимал обмен как источник прироста полезности, каждый меняет то, что ему менее полезно на то, что более полезно. Отсюда второй закон.

Второй закон Госсена: Лицо максимимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров.

Детерминантами спроса называются неценовые факторы влияния на спрос. Факторы, которые связаны с ценой, изменяют спрос в соответствии с вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при данном фиксированном уровне цен. Влияние детерминантами спроса сказывается в смещении графика вправо, когда спрос увеличивается и влево, когда убывает (при прочих неизменных условиях). К детерминантам спроса относятся:

- изменение доходов потребителя. В отношении большинства товаров рост благосостояния ведет к увеличению спроса и, наоборот, в то же время достижение более высокого благосостояния сокращает спрос на одни товары (боле дешевые) и увеличивает спрос на другие (более дорогие),

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Финансирование и кредитование в строительстве
Кардинальная перестройка хозяйственного механизма основана на широком использовании товарно-денежных отношений, присущих рыночной экономике. Важнейшим экономическим и ...

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку
Потребность в защите от внешних нежелательных воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая ...

Экономические реформы Петра Первого
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - соц ...