Понятие эластичности в экономической науке. Общее экономическое понятие эластичности спроса

Под термином эластичности в экономической науке понимают изменение одного фактора под воздействием другого фактора. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному на них реагируют. Например, рост цены сопровождается ростом уменьшением спроса и, наоборот, снижение цены приводит к его увеличению. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность спроса - это степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Поскольку речь идет об общем количестве товаров, или общей выручке, то она определяется путем умножения цены на количество (РхG). Эластичность спроса выражает, как изменяется общая выручка РхG в зависимости от цены. Если снижение цены Р вызывает такое увеличение количества G, что общая выручка РхG возрастает, то принято говорить об эластичном спросе. Если снижение цены Р приводит к такому незначительному увеличению G, что общая выручка падает, то спрос определяется как неэластичный. Третий вариант - изменение цены оставляет выручку неизменной. Для количественной оценки вводиться коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности - это процентное отношение изменения количества товара к проценту изменения цены товара. Количественно и качественно эластичность спроса может быть представлена тремя моментами:

1. Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Эластичность спроса при этом > 1. Т.е. коэффициент эластичности больше 1.

2. Процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается абсолютно неизменной. Эластичность спроса равна 1

3. Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая выручка снижается. Это неэластичный спрос. Эластичность < 1, но > 0.

Факторы, влияющие на эластичность: наличие хороших заменителей товаров, удельный вес этой цены в бюджете потребителя, размер дохода, качество товаров, размеры запаса.

Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и предлагаемым к реализации товаром, а так же относительное изменение объема производства и предложения товара в связи с изменением его цены на рынке.


Интересное из раздела

История народного хозяйства Украины и зарубежных стран
Предлагаемое учебное пособие содержит избранные вопросы курса “ История народного хозяйства Украины и зарубежных стран “. Структурно оно построено в соответствии с ...

Экономика современной России-2003
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины CC века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и ...

Что такое фирма
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, и ...