Нарушение рыночного равновесия цен

На конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие, товары определяемое через равенство объемов продаж и покупок, может нарушаться в зависимости от изменения цен не только на рассматриваемый товар, но и от цен на конкурирующие товары. Например, изменение цен на кофе, может повлиять на объем продаж чая. Нарушение рыночного равновесия может происходить вследствие монопольного положения какого-то производителя. Например, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара по заниженным ценам (демпинговым) с целью разорить конкурентов, равновесие нарушается. Т.е. несовершенная конкуренция в условиях рынка, значительно отличается от идеальных, теоретических представлений о чистой конкуренции. Существует монополистическая конкуренция, складывается на рынке с большим кол-вом продавцов и покупателей при различном разнообразии предложенных товаров, предлагаемые по разным ценам; отличается следующими важнейшими чертами: — монополист — это единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров), монополист-продавец вступает в рыночные отноше­ния только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше. Олигополия - небольшое кол-во крупных продавцов товара, способно существенно оказывать влияние на цены, при котором продается данный товар. Подразделяется на 2 типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприя­тий. Олигополия второго вида — положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. Дуополия - частный случай ограниченной конкуренции, при котором, на рынке действуют в основном два независимых продавца идентичной продукции(при множестве покупателей). Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта- предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслу­живания и т.п. Дифференциация продукта означает отсутствие одно­родности предоставляемых потребителю благ и услуг. В случае фирмы несовершенного конкурента кривая спроса DD имеет отрицательный наклон, поскольку чем больше ее Q, тем меньшую цену может она установить. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает. Выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает, если же фирма не обладает полной монополией, сокра­щение Р (т.е. цены) ее конкурента сдвинет линию спроса 00 влево, в положение D1D1, как это показано на рис. В условиях совершенной конкуренции власть монопо­листа над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше возможностей для уста­новления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок: продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Такая практика продажи называется ценовой дискримина­цией. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». При пониже­нии цены можно привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продук­цию

Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Спрос и предложение являются подлинными регуляторами рыночных отношений и механизмом установления рыночного равновесия. Но если в силу каких-то обстоятельств происходит вмешательство иного рода, то оно приводит к нарушению рыночного равновесия цен. Государство воздействует на рынок с помощью налогов на продаваемые товары, с помощью установления максимальных или фиксированных цен. Налоги, которые платит производитель, заставляют его повышать цену товара, что приводит к понижению спроса на него. При этом равновесие нарушиться, равновесная цена превысит ту, которая была без налога. На графике это изображается смещением кривой предложения вверх, и точка равновесия тоже смещается — равновесная цена оказывается выше. Что касается установления максимальных и фиксированных цен , то в условиях рыночной экономики к ним прибегают в крайних ситуациях (война, стихийное бедствие) ограничение цен приводит к нарушению рыночного механизма формирования рыночной цены равновесия. Если закон запрещает продавать товар по цене максимальной, то в результате сокращается его предложение, но спрос не уменьшается, и даже возрастает, что неминуемо приведет к дефициту, к возникновению черного рынка.


Интересное из раздела

Функции денег как общего эквивалента
Украинская макроэкономика еще очень молода, нет упорядоченной информационной базы. Поэтому трудно составить однозначное, максимально правильное мнение по интере ...

Ценообразование на рынке ценных бумаг
Сложившийся в России рынок ценных бумаг в настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики. Вплоть до финансового кризиса 1998 г. (одним из важней ...

Экономические реформы в странах с переходной экономикой
Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ, проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в мировом хозяйстве, ...