Прибыль как фактор предпринимательства. Максимизация прибыли

Существует несколько концепций прибыли:

марксистская. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Количественно она определяется как разница между стоимостью и издержками производства.

современная. Прибыль - доход на факторы производства. Если это есть доход на факторы производства, то он выступает в трех формах: процента; заработной платы; ренты (плата за землю собственнику земли). Количественно прибыль определяется путем вычета издержек производства из объема продаж, то есть выручки.

Монопольная прибыль - связана с ограничением предложения факторов производства. Это ограничение может быть: объективным; умышленным (искусственным дефицитом факторов).

Прибыль - доход антрипринеров. Антрипринер - человек, который постоянно осуществляет нововведения в производство. Прибыль, полученная за счет нововведений, называется инновационной (в западной литературе) или добавочной (у Маркса). Она, как правило, носит временный характер. В этом случае прибыль выступает как фактор предпринимательства.

Прибыль выступает интегральным собирательным показателем деятельности предприятия. Норма прибыли - отношение массы прибыли к авансированному капиталу.

P

P' = - 100%

K

Факторы, влияющие на норму прибыли: 1) масса прибыли; 2) совершенствование структуры затрат на производство; 3) увеличение скорости оборота капитала; 4) экономия средств производства; 5) колебание рыночных цен. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее вели­чина в различных отраслях различна. Здесь ярко проявляется тот факт, что прибыль — фактор предпринимательства. Каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приво­дит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов, нормы прибыли разных сфер производства, колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называ­ется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется, как произведение средней нормы прибыло на величину авансированного капитала: Р = Р`*К, где Р — средняя прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К - авансированный капитал. Образование средней нормы прибыли означает пере­распределение совокупной прибыли между предпринима­телями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вло­женный в эти отрасли. Кроме того, важным элементом предпринимательства являются инновации. Каждый товар имеет жизненный цикл: исследования и разработки товара, внедрение, рост, зрелость, спада. Можно продлить жизненный цикл товара - производить новые его модификации. Но можно одновременно производить несколько товаров так, чтобы их жизненные циклы пересекались в наивысших точках, что позволит сохранять высокую и устойчивую прибыль. Для разработки новых товаров используются новейшие достижения науки и техники - нововведения или инновации. Внешние причины нововведений - НТП, изменение потребности людей, насыщение рынка товарами, угроза проигрыша в конкурентной борьбе. Внутренние причины нововведений - стремление предпринимателя увеличить сбыт товара, расширить свой рынок, уменьшить зависимость от реализации только одного товара, создать предприятие-новатор. Нововведения должны быть непрерывными и последовательными: в то время, когда одна новинка находится в производстве и массово продается, ей на смену должны уже создаваться другие. Фирмы, занимающиеся инновационными разработками, часто размещают исследовательские центры вблизи университетов, научных центров. Лидеры в использовании инноваций - Япония и США. Не последнюю роль играет и маркетинг. Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса. Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений. Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара. Маркетинг включает в себя: - изучение рынка и анализ потребностей покупателей; - проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка; - приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства; - определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него; - выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Ценообразование на рынке ценных бумаг
Сложившийся в России рынок ценных бумаг в настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики. Вплоть до финансового кризиса 1998 г. (одним из важней ...

Экономика переходного периода
Разработка теории переходного периода имеет принципиальное зна­чение для обоснования экономической политики государства и успешно­го осуществления социально-экономически ...

Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта
В настоящее время в условиях жесткой конкуренции нефтяным компаниям приходится бороться за каждый рубль прибыли, поэтому вопрос об уменьшении издержек производ ...