Общественный товар и его особенности. Политический товар

Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный статус: например, статус дипломата или высокий административный пост, которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал — это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные случаи встречи спроса и предложения политического товара.

Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет спрос.

В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано с административным регулированием. Стремление к получению административной ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии.

Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт (это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных показателях измерения объема национального производства. Для этого существует ряд показа­телей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар не учитывался и не отражался в официальных показателях.


Интересное из раздела

Экономика Финляндии
Финляндская Республика. Географическое положение — находится в Северной Европе. Территория — 337 тыс. кв. км. Население — 5,1 млн. чел. (январь 1997 г.). Столица: Хе ...

Финансирование и кредитование в строительстве
Кардинальная перестройка хозяйственного механизма основана на широком использовании товарно-денежных отношений, присущих рыночной экономике. Важнейшим экономическим и ...

Финансовый анализ в угледобывающем предприятии
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастае ...