Европейская Россия: современная территориальная организация промышленности и с/х

Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров».

В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием экон.-геогр. положения, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами.

Терр-ная структура хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва Урала — две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги.

Экон.-геогр. положение, природные условия и ресурсы способствовали развитию пром-ти и с/х. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов:

1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА;

8. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.

Регион специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Машиностроительный комплекс выделяется разнообразием выпускаемой продукции. Здесь расположены пром-ные предприятия станкостроения, электроники, радиоэлектроники, приборостроение, вычислительная техника (Москва, Н. Новгород, Воронеж, Иваново, Рязань). Предприятия Москвы, специализируются на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования . В регионе производится более 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, Н. Новгород, Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/д транспорта (Коломна, Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы, Владимира и др. городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции.

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего черная металлургия. Основное значение имело формирование металлургии Центра на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и Тула. В центрах машиностроения — передельная и «малая» металлургия. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения (Подмосковье).

Хозяйство. С-З р-н специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь производилось 2/3 турбин и генераторов России (С-Петербург), значительная доля оборудования для АЭС. Морские суда, оптическое и электронное оборудование, значительная доля произ-ва были связаны оборонным комплексом, где в настоящее время осуществляется конверсия. С машиностроением тесно связаны цв. металлургия (Волхов) и передельные заводы черной металлургии.

Близость металлургической базы и удобные транспортные связи определили развитие металлоемких произ-ств машиностроительного комплекса. Центр атомного машиностроения — Волгодонск (завод «Атоммаш»). Большая часть электровозов России выпускается в Новочеркасске. Развито приборо- и станкостроение. Важнейшая отрасль хоз-ва — с/х машиностроение. Здесь производится 80% зерноуборочных комбайнов страны (Ростов-на-Дону, Таганрог), машины для возделывания винограда, табака, оборудование для пищевой пром-ти.

Поволжье — автомобильный «цех» страны. Автозавод «ВАЗ» (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода — большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы «УАЗ», в Энгельсе изготавливаются троллейбусы. Машиностроение Поволжья сосредоточено в пром-ных узлах (Самара, Саратов, Волгоград и др.).

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Экономические потребности общества
Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти у ...

Экономическая сущность рынков
Финансовое обеспечение декларированного перехода нашей экономики на рыночные рельсы является важнейшей проблемой текущего момента и обозримого будущего. Очевидно, чт ...

Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестици ...