Производство товаров народного потребления, сфера обслуживания, виды услуг

Произ-вом товаров нар. потребления занимаются многие комплексы и отрасли нар. хоз-ва Р: машиностроительный комплекс выпускал автомобили, бытовую технику и аппаратуру, химическая — множество бытовых предметов и бытовые хим. средства, легкая и текстильная пром-ть — огромный ассортимент бытовых товаров. Но произ-во этих товаров всегда отставало от темпов развития приоритетных отраслей. Товары отечественного произ-ва из-за устаревшего оборудования и технологий не могут составить конкуренцию зарубежным аналогам.

Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30 крупных отраслей. Ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая пром-ть. Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и энергии. Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на потребителя, на сырьевую базу, на то и др.

Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам: устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти. В настоящее время разработана программа развития автомобильной пром-ти, предпринимаются попытки оживить текстильную и легкую пром-ть.

Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Сферу услуг — это бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.

Сфера услуг и входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека. Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное размещение населения.

Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р-ны, образованные:

· на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи)

· вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург)

· вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).

Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных.

Многие отрасли сферы услуг (здравоохранение, образование и др.) в настоящее время реформируются, при этом в условиях экон. кризиса испытывают острую нехватку средств не только на реформирование и поддержание материальной сферы, но и на зарплату работающим в этой сфере.


Интересное из раздела

Экономика современной России-2003
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины CC века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и ...

Формы собственности
В своей работе я хотел бы изложить основные понятия ценных бумаг, дать характеристику этой особой оболочке капитала, а также определить его стоимость. Накоплени ...

Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания
Данная тема дипломной работы была выбрана не случайно. Это связано с тем, что на протяжении всего обучения в Институте Молодежи, автор так или иначе сталкивался с дея ...