Понятие и теории капитала

Сущность и формы

Капитал как категория выражает, прежде

всего, определенную сумму материальных, денежных и капитала

интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести предпринимательскую деятельность. Вместе с тем капитал неотделим от тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется эта деятельность, и, более того, он является стержнем рыночной системы. Поэтому Маркс называл капитал отношением между различными слоями общества.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т. е. в форме средств производства, и денежный, т. е. в денежной форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т. е. капитал в форме товаров.

Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т. е. на основной и оборотный капитал, или, по российской терминологии, на основные фонды и оборотные производственные фонды (материальные оборотные средства) (рис. 12.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года.

Рыночный

подход

Рыночный подход (или подход аналога) включает три основных метода оценки: метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.

Метод рынка капиталов основан на ценах, реально выплачиваемых за акции сходных фирм на мировых фондовых рынкax. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина метода — финансовый анализ, ыбор и вычисление оценочных коэффициентов (факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный поток; инвестированный капитал/прибыль и ряд друих, которые затем применяются для обработки финансовых показателей деятельности фирмы.

1. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций. В этом методе используется тот же инструментарий, что и в предыдущем, с той лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор оценочных коэффициентов (обычно цена/прибыль и цена/балановая стоимость) из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устовшихся показателей оценки в отдельных отраслях. Например, стоимость рекламного агентства оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей исчисляется как произведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни — как сумма 15% годового объема продаж и стоимости оборудования и товарных запасов и т.д. Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он базируется только на рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов. Недостатки этого подхода язаны с трудностями получения данных по сопоставимым компаниям, с тем, что он основан на прошлых событиях и не уочитывает меняющуюся рыночную конъюнктуру.

7. Оценка предприятия - важный элемент экономической жизни. В ней используются три основных подхода: доходный,

рыночный и затратный, позволяющие с разных сторон рассчитать и составить мнение о рыночной стоимости оцениваемого объекта.

Инвестиции

Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции.


Интересное из раздела

Экология и бизнес
Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного хозяйства и однов ...

Экономика и управление сельскохозяйственным производством
Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер материального производства, обеспечивающая население продовольственным и промышленным сырьем. Оно представляет собой с ...

Шведский социализм в условиях рыночной экономики
В настоящее время Россия находится на пути глобальных экономических преобразований. Взят курс на рыночные реформы, но модели экономических систем стран капиталисти ...