Государственные расходы и совокупный спрос.

Прежде чем перейти к рас­смотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

- Во-первых, нужно брать в рас­чет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.

- Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказы­вают воздействия на потребление и инвестиции.

- В-третьих, налоги рассмот­рим, как налоги на доход населения.

Исходя из данных ограничений влия­ния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y - сово­купные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и го­сударства на приобретение материальных благ и услуг (рисунок 4). Состояние, при ко­тором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и го­сударством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой пря­мой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок пред­приятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произве­денный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприя­тий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, по­добное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные рас­ходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государствен­ных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потреби­тельские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребитель­ский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повы­шает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.

Рисунок 4 - Влияние государственных расходов на совокупный спрос.


Интересное из раздела

Цикличность как закономерность экономического развития
Новые реалии российской экономики побуждают к некоторому переосмыслению многих уже, казалось бы, вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из которых - ...

Экономика и управление сельскохозяйственным производством
Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер материального производства, обеспечивающая население продовольственным и промышленным сырьем. Оно представляет собой с ...

Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестици ...