Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.

Но более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестицион­ных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует на товар­ные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товар­ных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень госу­дарственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. По­крывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS' (рисунок 5). Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.

Если экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io

спрос на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инве­стиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование за­вершается в точке Е', где и товарный, и денежный рынки находятся в равно­весии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с пер­воначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента.

Рисунок 5- Воздействие фискальной политики на уровень ВНП


Интересное из раздела

Экономические реформы Петра Первого
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - соц ...

Франчайзинг в предприятиях
Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения п ...

Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, кур ...