Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.

Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалан­сированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия про­тивоположных сил,— налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти муль­типликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предпо­ложим, что суммы государственных расходов и величина собранных нало­гов равны между собой и составляют 20 единиц.

Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предель­ная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликацион­ные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.

Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию ро­ста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор го­сударственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонно­сти к сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).

Рост налоговых поступлений также вызовет цепную реакцию изменений в экономике, так как произойдет сокращение объёма потребления, а значит и падение совокупного спроса и величины ВВП. Силу этой цепной реакции отобразит налоговый мультипликатор МТ. Налоговый мультипли­катор имеет отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНП при росте налогов.

Увеличение налогов сокращает личные расходы, которые население ре­ализует через личное потребление и сбережения. Если сбережения не вкла­дываются, то они не способны оказать влияние на динамику ВНП. Это озна­чает, что такие сбережения не обладают мультипликативным эффектом. Со­кращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на 20 еди­ниц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на 15 единиц (- DС= Т· МРС). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.

Сжатие потребления на 15 единиц приведет к последующему сокраще­нию совокупного спроса, что, с учетом мультипликативного эффекта, приве­дет к сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).

Итак, прирост государственных расходов на 20 единиц увеличил ВПП на 80 единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократило ВНП на 60 еди­ниц. В результате действии, указанных взаимопогашающихся эффектов, ВНП увеличился всего на 20 единиц, что равно размеру первоначального приро­ста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Т = +20 S = -5 ВНП=-60

C=-15

Чистый прирост ВНП = +20,

G = +20 ВНП = +80

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Экономика современной России-2003
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины CC века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и ...

Экономические потребности общества
Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти у ...

Формирование и использование местного бюджета муниципального образования
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социаль ...