Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженно­стью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжитель­ных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьше­нию прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода. Но рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими за­тратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, когда предприятие желает избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции ли­бо если оно работает в отрасли промышленности, товары ко­торой предназначены для сезонных продаж (например, купаль­ные костюмы). Если товар является скоропортящимся, предприятие должно использовать краткосрочную дебиторскую задолжен­ность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупа­теля следует учитывать честность покупателя, финансовую ус­тойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надеж­ность покупателя можно оценить количественными методами: анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (ин­формативной) переменной. Этот метод особенно полезен, ко­гда требуется оценить большое количество некрупных по­купателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары мно­гим покупателям и длительное время не меняет свою кредит­ную политику.

Следует иметь в виду, что продление кредита влечет за собой до­полнительные расходы: административные расходы деятель­ности кредитного отдела, компьютерной службы, а также ко­миссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных спра­вочных служб. Например, в США отчеты компании «Дан энд Брэдстрит» (D&B) содержат информацию о характере бизнеса компаний, произ­водственных линиях, управлении, финансовом положении, ко­личестве работников, выполнении предшествующих платежей по сообщению поставщиков, о текущих долговых обязательст­вах (включая любые просроченные), условиях продаж, заключе­нии аудитора, судебных исках, страховом покрытии, арендных договорах, уголовном преследовании, взаимоотношениях с бан­ками и учетной информации (например, текущие банковские ссуды), месторасположении и, если требуется, изменениях се­зонной конъюнктуры. В нашем государстве также имеет место необходимость создания такого рода компаний. Это давало бы значительное уменьшение проблем, в большинстве своем информационных.


Интересное из раздела

Цена и ценовая политика фирмы
В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарно ...

Эволюция кооперативных принципов в России
Термин кооперация (лат. сooperatio - сотрудничество) обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтере ...

Экономика переходного периода
Разработка теории переходного периода имеет принципиальное зна­чение для обоснования экономической политики государства и успешно­го осуществления социально-экономически ...