Система аналитических коэффициентов и методика оценки

Рассмотрение указанных в предыдущих параграфах показателей в отдельности не позволяет адекватно оценивать финансовое положение предприятия, его инвестиционную перспективу. Беря за основу один или несколько аналитических коэффициентов, анализируя данные только определенных статей баланса, финансовый менеджер рискует получить не совсем реальную картину состояния предприятия, и что более важно, предпринять не соответствующие ситуации решения. Так же и чрезмерное использование аналитических коэффициентов, необоснованное увеличение их числа, могут затруднить эффективное управление организацией. Поэтому, здесь одной из задач руководства финансовой службы, состоит в определении оптимальных инструментов, «достаточных и необходимых» для действенного управления финансовой деятельностью.

Обычно выбор аналитических ориентиров дает само функционирование предприятия, т.е. специфика деятельности организации выделяет те аспекты, которые требуют повышенного контроля со стороны финансовой службы. В тоже время, большие предприятия вынуждены уделять вниманию всем без исключения сторонам своей деятельности, которые характеризуются системой аналитических коэффициентов.

Система аналитических показателей – это выделение определенных связей между различными активами и пассивами организации и разработка соответствующих эконометрических моделей.

Так, например, в процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя. В основе приведенной системы может действовать следующая жестко детерминированная факторная зависимость:

(2.1.8-1)

где R - рентабельность собственного капитала; ВА - сумма активов предприятия, СК - собственный капитал; П – прибыль от реализации; РП – затраты на производство и реализацию.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности хозяйственной деятельности, ресурсоотдачи и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 «Отчет о прибылях и убытках», второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

На данный момент в финансовой литературе не существует устоявшегося мнения о наличии или отсутствия указанных взаимоотношений определенных аналитических коэффициентов. Возможно, это отражает тот факт, что нет одной, «единственно правильной» структуры активов и пассивов организации. Коэффициенты задолженности, средний срок инкассации и прочие коэффициенты могут сильно различаться в зависимости от стратегии предприятия на рынке, этапе жизненного цикла производимого товара и другими факторами, которые могут сформировать «неблагоприятное» представление о финансовом состоянии. Более, того, сам процесс предпринимательства всегда связан с определенным соотношением риска и доходности, и изменение, например структуры активов, только в угоду «хороших» аналитических показателей, может существенно навредить основным целям организации.[6]

Здесь, пролегает граница ответственности финансового и управленческого менеджмента. Финансовый отдел поставляет информацию о состоянии предприятия, его перспективах, оценивает альтернативные решения, оптимизирует потоки денежных средств, но не решает стратегических задач по развитию и общего управления организацией.

Основной этой информации, на большинстве предприятия служит, не система коэффициентов, а скорее сравнительные процедуры указанных показателей по отношению к среднеотраслевым, плановым или значение коэффициентов рассматривается в динамике. Любые выявленные отклонения, как правило, рассматриваются более детально, и здесь уже может моделироваться некая система взаимоотношений между разными активами и пассивами организации.

Методика проведения финансового анализа, проводится на:

Сравнении аналитических показателей с плановыми.(Например, с определенными в бизнес-плане)

Перейти на страницу: 1 2


Интересное из раздела

Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, кур ...

Экономика переходного периода
Разработка теории переходного периода имеет принципиальное зна­чение для обоснования экономической политики государства и успешно­го осуществления социально-экономически ...

Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
Экономический порядок характеризуется разделением в определённой форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно пра ...