Стоимость и ценность блага. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности. Вклад А. Маршалла в теорию стоимости.

Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносит пользу, доставлять удовольствие. Стоимость блага - цена блага, затраты денежных средств на его приобретение. Ценность блага - измеряется его полезностью, то есть способностью удовлетворять потребности людей. Основное содержание трудовой теории стоимости состоит в: разнообразные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции; стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей; сам труд, образующий стоимость, различается по сложности или качеству; труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Основной закон товарного хозяйства - закон стоимости - выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара (блага) определялась общественно необходимым рабочим временем. В теория предельной полезности, разработанной К. Менгером и Е. Бем-Баверком, утверждается, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Под предельной полезностью принято понимать наименьшую из всех, удовлетворяемых из имеющегося запаса (набора, комплекта). В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам. Цена должна соответствовать предельной полезности товара, то есть степени его важности и насыщенности им ранка. А. Маршалл разработал концепцию, ключевой идеей которой является изучение проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекаемые на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности, использовал понятие равновесной цены: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, - равновесной ценой. (вопрос 37)


Интересное из раздела

Шпоры на экзамен по экономике
Для начала представим самую простую картину экономических связей, т. е. попробуем изобразить укрупненную схему движения расходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в ...

Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, кур ...

Финансово–экономическая оценка инвестиционного проекта
Любой экономический проект представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме « Ресурсы – факторы производства – продукт экономическ ...